Уважаемые зрители!
Помогите нам стать лучше -
поставьте свои оценки!

 

Творческий зал

А вот и так называемый "творческий зал".
При жизни Владимира Леонидовича в этом помещении находился его зоологический музей. Вас окружают чучела артистов Дурова. "Мой музей - "памятник" моим артистам" - говорил дрессировщик.
И здесь мы бы хотели подробнее рассказать вам о Дурове как о дрессировщике, создавшим совершенно новый "безболевой" метод дрессуры животных.

Дрессировка - это французское слово, означающее "учение". Дрессировать - это значит учить животных выполнять заданные человеком движения и тем самым подчинять поведение животного потребностям человека. История дрессировки начинается с самых древних времен и связана с первоначальным приручением животных.
К сожалению, многие дрессировщики учили животных с помощью хлыста и палки, насилуя природу животного, иначе говоря, они подчиняли себе животное только болью и страхом.
Таких примеров жестокого обращения с животными множество. Так у одного дрессировщика "пел" слон потому, что незаметно для зрителя его кололи шилом, куры "танцевали" на раскаленном подносе, крысы "не разбегались" при виде кошки, так как им просто выкалывали глаза.

"Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна" - говорил Владимир Леонидович. Не признавая болевого насилия, Дуров создал особый метод Дрессировки посредством лакомства и ласки.

Дуровский метод состоит как бы из 3-х этапов:

  • Наблюдение и изучение поведения животного
  • Приручение (обезволивание) животного
  • Непосредственно дрессировка

Дрессируя и показывая своих животных в цирке для развлечения публики, Владимир Леонидович однако главной целью считал использование дрессированных животных для хозяйства страны и в оборонных целях. (Использование собак -охотничьих, пастушьих, ездовых, сторожевых, связистов, санитаров, спасателей, подрывников; почтовые голуби; ездовые лошади и т.д.)

Как дрессировщик Дуров начинал работать с животными, которые легко поддаются дрессуре. Его артисты - свинья Хавронья Ивановна, гусь Иван Иваныч.

Сразу вспоминается рассказ А.П. Чехова "Каштанка". История, описанная в книге, произошла в действительности с В.Л. Дуровым. Он подобрал на улице собачку, стал ее дрессировать и выступал с ней в цирке. И также прежний хозяин узнал Каштанку во время выступления и потребовал у Дурова ее возвращения. Однако Владимир Леонидович, не желая расставаться с талантливой артисткой, заплатил ее хозяину большую сумму денег и еще много лет Каштанка радовала зрителей.

Собачку звали Запятайка. Знаменитая артистка Дурова - собачка математик, географ: на географической карте показывала разные моря и страны.

Однажды Запятайка спасла бродячих собак в Пензе. Там применяли особо жестокий способ ловли собак и Дуров решил заступиться за них. Будучи на приеме у губернатора, Дуров выступал вместе с Запятайкой. Собачка Демонстрировала свое" искусство, в точности выполняя все задания губернатора. В заключение Владимир Леонидович попросил у губернатора, чтобы тот разрешил собаке сделать то, что ей "самой хочется". Запятаика, по незаметному сигналу Дурова, побежала в прихожую, достала, из кармана пальто дрессировщика бумагу и подала ее губернатору. Прошение было написано от лица бездомных пензенских собак. Это настолько растрогало губернатора, что он написал резолюцию: "Собачье ходатайство удовлетворить".

Получив прекрасные результаты при использовании "безболевого" метода для дрессировки собак, Владимир Леонидович распространил его и на работу с другими животными. Дуров первый в нашей стране стал дрессировать морских львов.

За основу дрессировки этих животных Владимир Леонидович взял их поведение в естественных условиях. Ведь морские львы жонглеры по природе. Питаются эти животные рыбой, которую проглатывают целиком. Но проглотить рыбу морской лев может только с головы, иначе плавники оцарапают ему горло. Поэтому, поймав под водой рыбу, животное всплывает на поверхность, подбрасывает рыбу вверх и ловит ее обязательно с головы. Эту природную особенность морских львов Дуров усовершенствовал и сделал из них замечательных жонглеров разными предметами - мячами, колпаками и даже горящими факелами.

Перед вами муравьед. Мозг муравьеда развит слабо, и считалось, что дрессировать это животное нельзя. Дуров, создавая номер для муравьеда, опять же использовал природные особенности этого животного.

Когда муравьеду угрожает опасность, он принимает "защитную" позу: встает на задние лапы, а передними, на которых длинные острые когти, наносит удары противнику. Дрессируя муравьеда, Дуров заставлял его подниматься на задние лапы, а в передние давал ружье. Муравьед охранял вход в крепость и стрелял из ружья. Запряженный в экипаж муравьед возил обезьянку.

А это легендарная парочка - Кикс и Флике. У них был такой номер. Кота спрашивали, где у собаки глаза, уши, нос, и он, встав на задние лапы, |передней все показывал. А собаку спрашивали: "Как вы живете - как кот с собакой (т.е. гоняетесь друг за другом, деретесь?)" Флике отрицательно поводил мордой, мол "мы живем дружно". И на самом деле они были большими друзьями.

Вот в таком экипаже Владимир Леонидович выезжал на арену цирка. На стене висят фотографии, на которых видно, что вывозили Дурова на манеж разные животные. Это могли быть собаки, кабан, морской лев и даже страус. Рядом с экипажем вы видите чучело австралийской птицы - казуар - это самый маленький страус на земле.

За столом сидит человекообразная обезьяна - звали ее Люлю. Шимпанзе достигают наивысшего психического развития в мире животных и из всех обезьян стоят к человеку ближе всего. Обезьянка жила в семье дрессировщика и воспитывалась как маленький ребенок.
Ее кроватка стояла в спальне у Дурова, ела Люлю за общим обеденным столом: перед едой повязывала на шею салфетку, ела с помощью ножа и вилки, если что-то проливала, ей давали тряпку и обезьянка лапой вытирала за собой. Люлю была очень чистоплотна, умела пользоваться горшком.
Терпеливой и систематической дрессировкой Дуров обучил обезьянку многим вещам: Люлю прекрасно ездила на велосипеде, стреляла из игрушечного пулемета, мыла полы, причем по мере необходимости тряпку полоскала в ведре, выжимала и снова одевала на швабру. Кроме этого Люлю была страшной модницей - любила разглядывать журналы мод. Специально для этой обезьянки шили наряды - платья, чепчики - Люлю сама переодевалась и любовалась на себя в зеркало.

Умела эта обезьянка зажигать спички. Научившись зажигать спички. переняла у хозяина дурную привычку - стала курить.

Писать умела эта обезьянка. Сначала из-под ее пера выходили одни лишь каракули, а потом стали получаться нули. Владимир Леонидович сделал такой номер - давал Люлю счеты и бухгалтерскую книгу. Изображая бухгалтера, Люлю, одев очки, "считала" на счетах, а потом писала в книге одни нули. Определенными звуковыми сигналами по телефону Дуров вызывал Люлю к себе в кабинет.

Про обезьянок Дурова говорили так: "Если Дарвин показал происхождение человека от обезьяны, то Дуров демонстрирует обезьян, произошедших от человека". Настолько "по-людски" были эти обезьянки воспитаны.

Рядом с Люлю вы видите чучело броненосца. У Киплинга есть сказка "откуда взялись броненосцы" и там он спрашивает , кто же такой броненосец? Такие же "доспехи" есть у черепахи, сворачиваются клубком как ежи, да еще и язык броненосца как у муравьеда - длинный и клейкий.

И вот посмотрите на дрессированного броненосца. У Дурова эти животные возили тачечки с кирпичиками.

С кем только не работал Владимир Леонидович. У него были птицы, начиная с обычных голубей и ворон и оканчивая экзотическими попугаями; животные - от кошек и собак до слона, моржа, морского льва. Всего через руки Дурова прошло около 1500 животных, 55 видов. С некоторыми видами животных Владимир Леонидович работал единственный в мире.

На стене вы увидите чучела - "белой" вороны альбиноса, пингвина золотоволосого, белого медведя. Перед вами чучело волка Данилы. С этим животным В.Л. лично не работал, но это старейший артист нашего театра: 18 лет Данила проработал на сцене "Уголка". Этот волк выходил на сцену вместе с "Красной Шапочкой", танцевал с ней вальс, пел дуэтом. Весной 1995г. он умер и его чучело заняло достойное место в нашем музее.

Перед вами чучело лемура. Животное относится к отряду полуобезьян и живет на Коморских островах и на острове Мадагаскар. Название "лемур" означает "приведение", "дух усопшего" - по-видимому, с этими животными ли связаны какие-то неизвестные нам сейчас поверья и легенды.

На стенде представлены эскизы костюмов, выполненные рукой Дурова. В 1927г. по улицам Москвы прошло торжественное шествие "Парад шутов всех времен и народов", в котором принимали участие и люди, и звери. Приурочено это было к 10-летнему юбилею Революции. Владимир Леонидович делал эскизы костюмов к этому мероприятию.

В этом же 1927г. отмечалось 50-летие артистической деятельности Дурова. Тогда Владимиру Леонидовичу - первому из цирковых артистов, было присвоено почетное звание "Заслуженного артиста республики". Именно тогда улица Старая Вдомка была переименована в улицу Дурова.

"Король шутов, но не шут королей" - говорил о себе Владимир Леонидович. Он отказался от ситцевых клоунских балахонов и выходил на манеж в стилизованных костюмах средневековых шутов, сшитых из дорогих материалов: шелка, бархата, парчи. Отказался Владимир Леонидович и от принятых для клоунов рыжих париков и закрывающих лицо масок.
К публике Дуров выходил с открытым лицом, лишь позволял себе небольшое количество грима, на голове была красивая естественная прическа. Иногда Владимир Леонидович одевал небольшой клоунский колпак, про который говорил: "Колпак шута дороже мне короны".

Выходить на манеж Дуров стал один. Появилось понятие "соло-клоун". До Владимира Леонидовича клоуны всегда работали в паре.

Дуров, как говорят, "дал слово цирку" - первый из цирковых артистов говорил со сцены. До Владимира Леонидовича цирковые номера проходили в тишине, артисты были безмолвны. А Дуров, выступая в качестве клоуна-сатирика, в смехотворной форме высмеивал различные человеческие пороки: жестокость, скупость, лень...
С одной стороны - это имело огромный успех у публики, а с другой - поскольку критика и насмешки Владимира Леонидовича были направлены в основном против государственных чиновников, полицмейстеров, губернаторов, он жестоко за свои выступления расплачивался. Дурова не раз высылали из различных городов, сажали в тюрьму.

Есть в музее и так называемый зал аттракционов. Здесь представлены макеты наиболее известных номеров Дурова, которые принесли ему мировую славу.

Перед вами ''Мирный обед", "дружная пирушка" или как говорил Владимир Леонидович. -"Мирная конференция", "Лига наций" - он всегда подавал свои номера с политической подоплекой. Вы видите, что за одним столом сидят животные, которые в природе охотно бы съели друг друга. А у Дурова эти звери мирно едят каждый из своей миски, не трогая своего собрата. Этим номером Владимир Леонидович призывал людей брать пример с животных.

Показывая, что можно изменить даже природный инстинкт животных, Дуров хотел, чтобы люди поняли, что все конфликты, все споры и недоразумения можно решить миром, без применения силы. Ведь человек, в отличие от зверя, может говорить, значит обо всем может договориться. Созданию этого номера предшествовала кропотливая работа. Для каждой пары животных (лиса-петух; козел-волк; кошка-собака; медведь-свинья) Дуров создавал такие условия жизни, под воздействием которых инстинкты агрессии не развивались.

3десь вы видите знаменитую "Дуровскую железную дорогу". Этот паровоз был изготовлен на Путиловском заводе в начале века специально для этого аттракциона. Паровоз - настоящий, заправлялся углем и приводился в движение паром.
У Дурова в этом номере было занято более сотни животных, которые выполняли все роли: в качестве "машиниста" и "стрелочника" выступали обезьяны; дикобраз перелистывал книгу, как бы составляя акты об опоздании поезда; в кассе сидело животное, относящееся к породе медведей и называемое носуха, которое носом ставило штампики на билетиках; начальником станции был бульдог; вещи отъезжающим подносил медведь-носильщик.

Целый состав вагонов был у В.Л. - вагоны 1,2 и 3 классов, и соответственно разная публика ехала в этих вагонах.
В 1 классе обычно ехали собаки. "Собака - друг человека" и Дуров отводил им самое почетное место.
Во 2 классе публика попроще: барсуки, поросята, куры.
И, наконец, в 3-ем классе ехали морские свинки. По сигналу колокола поезд отправлялся и тут на перроне появлялся заяц. Догнав поезд, усаживался на маленькой скамеечке последнего вагона. Это был заяц - "безбилетник" и он ехал "зайцем". Журавли-актеры, не имея денег на проезд, возвращались на родину по шпалам.

На этом мы заканчиваем нашу виртуальную экскурсию. Но это - только маленькая часть тех впечатлений, которые Вы получите от посещения нашего театра - единственного в мире театра зверей.

Дорогие зрители!

Обращаем ваше внимание, что механический аттракцион с участием живых мышей «Однажды на мышиной планете» начинается ТОЧНО в указанное время.

Билеты на аттракцион приобретаются на каждого зрителя старше одного года.

Дети дошкольного возраста проходят только в сопровождении взрослых.
Зрителей в зале рассаживает билетер.

Вход в зал осуществляется за 5 минут до начала сеанса, опоздавшие зайти не могут!

Если вы пришли раньше, вы можете подождать в фойе Большой или Малой сцены, где можно воспользоваться туалетом и буфетом, но не гардеробом!
Это связано с техническими особенностями зала. Надеемся на ваше понимание.

Приятного просмотра!