Юрий Владимирович Дуров (1910-1971)
«Когда придёшь в цирк, выйди на манеж и посмотри под купол; там живут
души умерших артистов. Там твои предки, там твой отец, твоя мать, которые
работали в цирке. Посмотри… и вспомни их. Они охраняют цирк, они охраняют тебя. И ты помни о них. Историю надо помнить и не забывать»
Эти прекрасные поэтичные слова принадлежат народному артисту СССР
Юрию Владимировичу Дурову. 11 января знаменитому артисту исполнилось бы сто лет. И хотя он давно ушёл из жизни, но душа его по–прежнему живёт здесь, в этом мире, рядом с нами. Она кочует из цирка в цирк, поднимается под купол и охраняет всех близких и друзей, людей и животных. Смеётся над яркими клоунадами и репризами, досадует, когда что-то не удаётся артистам… И вспоминает свои первые и последние шаги по манежу,
свой непростой, но очень яркий путь в искусстве цирка.
Быть артистом, выходить на подмостки – об этом он мечтал с раннего детства, с того самого момента, когда его мать - Наталья Владимировна Дурова взяла его с собой в театр «Бибабо», где она, как говорили в ту пору, служила, и он увидел её в роли конферансье. Но особенное впечатление произвело на мальчика кино, с его мамой на экране. А когда и он, тогда ещё совсем маленький кудрявый крепыш, снялся в фильмах «Юлиан-отступник» и «Поцелуй Мэри», Юра решил, что непременно будет артистом.
И он им стал - артистом его величества «Цирк».
Свой драматический талант, умение остро чувствовать и подмечать смешное и уродливое, он пронёс через всю свою долгую жизнь в цирке, и именно поэтому его работа на манеже была удивительно выразительной и осмысленной. Казалось, что все его многочисленные животные, а их было так много, что они едва размещались в 13 вагонах, с которыми он путешествовал по стране, понимали его с полуслова, отвечали ему взаимностью, «оценивали» его шутки и охотно шли на трюки.
Но чтобы добиться такого взаимопонимания и любви, надо было пройти строгую и мудрую школу дрессировки, школу дедушки Дурова. Владимир Леонидович учил рано осиротевшего и усыновлённого им внука, бережно и настойчиво.
Оказавшись рядом с дедом в «Уголке», где было множество зверей, он не мог равнодушно проходить мимо клеток и вольеров, ему доставляло удовольствие кормить их, ухаживать, а с некоторыми дружить и пытаться их обучать, как это делал его дед. И всё же в нём жила мечта о сцене, и тайком от деда он поступил в театральную студию, возглавляемую Ю. В. Завадским. Юрий Дуров с успехом читал с эстрады юмористические рассказы и даже пел в оперетте. Ему удавались и лирические стихи, особенно задушевно он декламировал С.Есенина.
Может быть, театр потерял большого артиста, но Владимир Леонидович Дуров определил внуку другую судьбу, и это решение мудрого и талантливого во всех отношениях человека, подарило миру выдающегося дрессировщика, Артиста цирка с большой буквы.
Ему было 25 лет, когда он принял группу животных погибшего дрессировщика Леонида Иванова. Работать с чужими животными, не зная их характеры, привычки – на это решится не каждый! Но молодой Дуров сумел справиться и с этой задачей. Главное, он, как истинный артист понимал, что ему нужно сделать свой аттракцион настоящим произведением искусства, отличным от других. И при участии известного режиссёра Бориса Шахета создал яркую, запоминающуюся работу в дуровских традициях, которую начинал монологом «О деде и о себе».
Так исполнилась мечта Владимира Леонидовича Дурова, привившего своему внуку не только любовь к животным, но и к публицистике, к острому слову на манеже. Повсеместный успех, очень быстро пришедший к артисту, был закономерным.
В силу своего характера и воспитания он не хотел и не мог останавливаться на достигнутом. Он постоянно пополнял состав своей актёрской труппы, брал в работу самые разные виды и породы животных и успешно справлялся с ними. Придумывал всё новые и новые номера и сценки, а те, что бытовали на манеже до него, преподносил по-своему.
В его аттракционе участвовал звериный джаз-оркестр, где солировали слоны и пони, великолепный жонглёр, морской лев Паша, проживший в цирке 18 лет. Австралийский страус эму, легко берущий барьеры, обезьянка-акробат, серая волчица-наездница «Вольта», работающая вместе с козами и лошадью.
Более 100 животных, начиная от белых мышей, морских свинок и заканчивая тройкой огромных слонов, было в его труппе. И к каждому он находил подход, каждого знал по имени, а главное, любил и уважал. Его знаменитая «Карусель», где в манеже создавали яркую картинку более 20 разных животных одновременно – это только один из шедевров его дрессировки.
Прошло всего четыре года самостоятельной работы в цирке, и Ю.В.Дурову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Кроме этого 29летнего артиста наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Война застала семью Дуровых в Смоленске. Он тут же потребовал отправить его на фронт, но военком сурово ответили «Когда потребуется - вызовем!» А гастроли по стране продолжались. И он, будучи истинным гражданином своей страны, перестроил репертуар.
Теперь он со своими четвероногими артистами выступал с сатирическими репризами, высмеивающими «фашистское зверьё», читал страстные патриотические монологи, пел про нацистских вояк острые куплеты. Особенно ярко они звучали, когда Дуров выезжал на передовую или в госпиталя.
Даже в годы войны в цирках, где выступал со своим аттракционом известный артист, были аншлаги.
Война победоносно завершилась, и Юрий Владимирович Дуров продолжил свои гастроли по стране, а затем и за рубежом. В его аттракционе появились новые, созвучные времени, краски, более лирические монологи и уже не остросатирические, а юмористические сценки.
В эти годы его часто приглашают в кино, где он снимается вместе со своими питомцами. Иногда он остаётся за кадром, но его четвероногие
артисты прекрасно входят в образ, справляются с режиссёрской задачей.
Это именно его слониха Лиля снялась в замечательном фильме «Слон и верёвочка».
Когда Юрия Владимировича пригласили на съёмки кино-эпопеи «Освобождение», где предложили роль Уинстона Черчилля, он, не раздумывая, согласился.
Съёмки фильма «Освобождение» шли не один год. И Юрию Владимировичу часто приходилось уезжать и оставлять аттракцион на своего юного сына Юрия. И тот ни разу не подвёл своего отца, не уронил честь фамилии – Дуровых, потому что с детских лет Юрий Владимирович учил сына так же бережно и настойчиво, как когда-то его самого – Владимир Леонидович Дуров.
Когда фильм вышел на экраны, английские газеты писали о том, что ещё никто не сыграл Черчилля так правдоподобно и убедительно.
Свой 60-летний юбилей Юрий Владимирвич Дуров отмечал в цирке на Цветном бульваре. Это были его последние гастроли в Москве, триумф выдающегося артиста, триумф дуровской школы дрессировки. В эти дни талантливому артисту цирка и кино присвоили высокое звание народного артиста СССР.
Театр и кино когда-то потеряли большого артиста, а цирк его приобрёл.
И хотя Юрия Владимировича Дурова почти сорок лет нет с нами, память о нём живёт в сердцах людей, в воспоминаниях, в его детях и внуках, которым
он передал свою безграничную любовь к Искусству.
И, наверное, это символично, что его сын Юрий Юрьевич Дуров – народный артист России шагнул с манежа на подмостки «Театра «Уголок дедушки Дурова», где успешно и вдохновенно работает, и как драматический и как цирковой артист. Сегодня он возглавляет знаменитый театр, где делал свои первые шаги в искусстве его талантливый отец - Юрий Владимирович Дуров, доказывая своими неординарными постановкам, что он достоин своего отца и деда, талантливой династии – ДУРОВЫХ.
Пусть ночь слетит к вам сказочною птицей
Что ж пожелать увидеть вам во сне?
Ведь мне, конечно, публика приснится.
А Вам, быть может, Дуров на слоне.
И он, этот знаменитый артист- дрессировщик, клоун-сатирик, в блестящем
камзоле с жабо, остался навсегда в памяти нескольких поколений зрителей на огромном слоне в окружении летящих к нему белоснежных голубей.
Эмилия Боровик