"Юность Подмосковья" ЗВЕРИНОЕ ЦАРСТВО
«Уголок дедушки Дурова» – единственный театр зверей в мире.
Попасть сюда за кулисы и, более того, принять участие в репетиции спектакля, бесспорно, большая удача. И море положительных эмоций! Хотя ежедневная работа дрессировщиков - не сахар. У каждого животного свой характер, темперамент, привычки...
________________________________________
ИМЯ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ!
Подписываю бумагу о том, что буду строго соблюдать правила внутреннего распорядка театра, иными словами, во всем слушаться дрессировщика. Все-таки не в зрительный зал идем, а на сцену, где в настоящий момент «разминаются» два молодых пеликана, им по два года. «Они у нас стажеры, поэтому пока безымянные. Имя артисту нужно заслужить!» - поясняет дрессировщица Екатерина Зверинцева.
Наше появление (сегодня меня сопровождает трехлетняя дочка – вот праздник для ребенка!) не смущает пернатых красавцев. Они приветственно похлопали крыльями – ого какой размах! – и заняли места в декоративных гнездах. Этих двухлеток будут вводить в новый спектакль. Перед нами ведро со свежайшей мойвой прямо с Камчатки. Да-да, «импортозамещение» отнюдь не повлияло на рацион пеликанов. Оттуда же, с Камчатки, прибывает в театр и пеликаний деликатес – красная рыбка, которую вкушают действующие артисты, отчего их перья приобретают нежно-розовый оттенок. Но это уже звездная привилегия. Ну а если ты стажер, довольствуйся мойвой, освой для начала кормление из рук. Беру кусочек рыбы, подбрасываю в воздух, и старательный пеликаша ловит его. Еще раз, и еще. Сама стараюсь выглядеть красиво: держу спину, плавно выбрасываю руку с рыбкой, и от этого «старания»... даже устаю.
Вообще, пеликаны очень дружелюбны и хорошо реагируют на людей, а как только они начинают есть, значит можно переходить к отработке номера. К слову, быстрее запоминают команды наставника самочки, а вот самцы, что называется, тугодумы. Зато потом лучше и стабильнее выступают. А вот дамы могут чудить: отвлекаться, капризничать и вообще быть не в настроении. Вот такая гендерная психология! Все как у людей: есть талантливые животные, у них все получается легко и сразу, а бывают и такие, с которыми бьешься-бьешься, но толку никакого. Все зависит от индивидуальности. И раскрыть таланты подопечного, заслужить его доверие – главная задача дрессировщика.
МУХА ПЕРЕД МУХОЙ
В зависимости от энергетики мы сходимся с людьми или нет. С животными все то же самое. Вот у мужа Екатерины Сергея Пузачинова, что называется, «кармическая связь» с бегемотом Мухой – чувствуют друг друга с полуслова-полувзгляда. Муха – уже прославленный артист, играет в пяти спектаклях самого себя - Муху, трехтонного здоровяка из Африки. Умеет он ложиться, вставать, кланяться и класть голову на плечо человеку. Сергею пришлось здорово попотеть, прежде чем бегемот привык к его переодеваниям, музыке и аплодисментам. Бич дрессировщика тут бесполезен, нужно было приучить Муху к интонациям голоса, выражающим ласку, одобрение, гнев...
«Какой ты маленький, Муха, Мушка, полсцены занимаешь!» – иронично восклицаю при появлении артиста. Меня тут же поправляет дочка: «Мама, ты что, он же больше тебя!» Ага, в сто с лишним раз (ухмыляюсь уже про себя, чтобы не сбивать с толку чадо). А вот дочку пришлось отправить в зрительный зал. Неповоротливость бегемота обманчива, равно как и его «имидж» в детских книжках – этакая бочка на ножках, добряк клоун, который опасен, если только сядет на человека. Опасен, да еще больше чем леопард, буйвол или крокодил. Поэтому меры предосторожности превыше всего! Никаких фамильярностей!
Мне позволено сыграть саму себя, то есть журналистку. Есть такой персонаж в спектакле «Необыкновенное путешествие», где вместе с Владимиром Дуровым газетчик колесит по всему миру, подбирая актеров для труппы театра. И вот моя «роль»: угостить Муху бананом и похлопать его по спине. Ох, стоило гиппо-попо открыть пасть (а это зев в мой рост), как я почувствовала себя мухой перед Мухой, поскорее забросила в нее банан и пискнула реплику: «Ты, Муха, полетишь на воздушном шаре». Справившись со страхом, приготовила второй банан... И уже сыграла все как надо! А вот Муха ничего не боялся, потому что во всем доверяет Сергею. Тот дал понять без слов: надо сесть, есть бананы и релаксировать. Потом был знаменитый проход Мухи по бортику сцены, когда тот шел за Сергеем. Я же наблюдала за этим чудом уже из зала.
КАК С ДЕТЬМИ
Чтобы поработать с «кошечкой», как ласково называет Наталья Бурина рысь по кличке Арсик, мне пришлось минут 15 просто постоять на сцене: хищнику нужно было привыкнуть ко мне. Вообще, в этом номере участвуют три рыси, и они тоже из спектакля «Необыкновенное путешествие», только в этом эпизоде Владимир Дуров отправляется в Сибирь за рысями.
Как позднее призналась Наташа, для нашего общения она выбрала самую контактную «кошечку». Оказывается, Арсик в младенчестве получил травму, ему наложили гипс на лапку, и почти месяц он был только с людьми. Вот почему Арсик самый лояльный к посторонним, два же его брата-артиста доверяют только Наташе. Кошечка-кошечкой, но клыки по два с половиной сантиметра, и это не шутки!
Я стояла немного в стороне, а тем временем Арсик ходил по мостику с тумбы на тумбу, пролезал через трубу и репетировал прыжки. «Вообще, животные ориентируются и на команды, и на мои телодвижения, он знает, что я пошла сюда, развернулась, значит, он должен сделать так-то, – поясняет Наташа. – Поскольку вы с ним не притерты, для него один ориентир – кусок мяса». И с этими словами она передала мне палку, на которую я нацепила кусок курицы. Повела приманкой в сторону тумбы, Арсик устремился за мной. Дальше – больше. Наташа подсказала, как заставить Арсика сесть на тумбу и поднять передние лапки...
Конечно, рядом с дрессировщиком все кажется просто. Но это далеко не так. Наташа, например, 22 года в театре, прошла весь путь с нуля: ухаживала за животными, ассистировала профессионалу, сама начала дрессировать. Работала с волком, медведицей, пумой, кошками, собаками... Новорожденных рысей выкармливала из пипетки каждые три часа, была с ними неразлучна с 6 утра и до 10 вечера. Вот и ответ на мой вопрос, как из животного сделать артиста – любовью, терпением, самоотдачей, заботой. Это как с детьми: угрозой, окриком и давлением ничего не добьешься. Ломать нельзя – здесь нужна гибкость. Поэтому, по мнению Наташи, дрессировщик – скорее женская профессия, чем мужская.
И напоследок Наташа вывела одного из своих любимчиков, кокер-спаниеля Тони. И уже при участии моей дочки Полины мы сыграли эпизод из «Каприза королевы». В этом спектакле Наташа превращается во фрейлину и вместе с Тони развлекает гостей на балу. Полина аплодировала артисту и подкармливала отварной курочкой. А потом, наклонившись ко мне, попросила взять Тони домой...
"Юность Подмосковья"