«В русском цирке номера с животными будут всегда»
В этом убежден Юрий Дуров, продолжатель знаменитой династии дрессировщиков
Сегодня, 11 октября, представителю знаменитой цирковой фамилии Юрию Дурову исполняется 65 лет. А манежу он предан с шестилетнего возраста! Рассказывая о нем, не раз придется прибегать к словам «единственный» и «впервые». Так, Дуров стал первым в отечественном цирке дрессировщиком, подготовившим номер с жирафом. А его аттракционы с морскими львами или с гепардами без поводков и ограждения никто в мире до сих пор не повторил. Да ведь и сам театр «Уголок дедушки Дурова», который Юрий Юрьевич возглавил в 2008 году, не имеет на свете аналогов.
— Юрий Юрьевич, какой самый замечательный подарок вы получали на свой день рождения?
На этот вопрос трудно ответить, чтобы никого не обидеть. Лучше расскажу вам такую историю. На один из моих дней рождения я взял с собой в банкетный зал собаку Тэза, цвергшнауцера. Тэз сидел спокойно у ног, но, видимо, заскучал, а тут кто-то из гостей вышел подышать свежим воздухом и не закрыл за собой дверь — и Тэзик в нее шмыгнул. Пропажу мы заметили быстро и, разбившись на группы, пошли искать пса. И тут везение: вижу двух человек, гуляющих в сквере, а при них пара собак, одна на поводке. Подхожу поближе — так и есть: на поводке — мой Тэзик! Оказалось, люди увидели одинокую, но явно домашнюю собаку. Надели на нее ошейник и стали ждать хозяина — мудрое решение! Ясно же, что хозяин где-то ищет такого замечательного пса... Даже думать не хочу, что бы было, если б мы его не нашли. Вот такой подарок я запомнил на всю жизнь.
— Больше 10 лет вы возглавляете Театр зверей. Объясните, чем театр отличается от цирка.
— В цирке каждый дрессировщик выступает с номером, где демонстрирует все, чему научил своего питомца. А мы ставим спектакли, где дрессировщики и звери исполняют определенные роли. Дети с увлечением следят за развитием сюжета, полного трюков. За плечами уже более 20 таких постановок, некоторые шли по семь-восемь лет, но не все сохранились в репертуаре. Ведь количество артистов-животных у нас ограниченно, мы относимся к ним бережно, стараемся не перегружать.
— Много шума наделала история с тремя слонятами, чудесным образом недавно попавшими к вам в театр.
— В слонятах мы давно нуждались. До их появления у нас была лишь слониха Сюзи, с которой я работаю более 45 лет. Это солидный возраст, и хотя Сюзи вполне справляется со всеми своими ролями, новых трюков с ней уже не сделаешь. Поиски пополнения длились много лет: страны, где обычно живут слоны, как правило, не продают их за границу, а многочисленные в прошлом европейские зообазы, специализировавшиеся на этих животных, постепенно исчезли. Мы писали в посольства различных стран, но безрезультатно. И вот в прошлом году меня позвали в Кремль, чтобы вручить орден. И там один важный человек поинтересовался, с какими проблемами сталкивается театр. Я рассказал про слонов. И, представьте, вскоре Минкультуры и МИД занялись нашим вопросом. Ответ пришел из Мьянмы (бывшей Бирмы). Как раз отмечалось 70-летие наших дипотношений, и коллеги из этой страны проявили неслыханную щедрость: мы просили разрешения купить у них пару слонят, а они подарили нам целых трех! Это было настоящее новогоднее чудо, поскольку случилось оно в конце декабря.
— Деликатная тема: и цирки, где работают животные, и ваш театр все чаще подвергаются нападкам защитников зверей, считающих дрессировку антигуманным делом...
— По большей части эти люди просто не знают, о чем говорят. Похоже, за кулисами они никогда не бывали. Конечно, не поручусь за всех до единого, кто называет себя дрессировщиком, — в семье не без урода... Но лично мне никогда не приходилось сталкиваться с профессионалами, которые дурно относятся к своим подопечным. Мы сами можем недоедать, но животных всегда накормим. Во-первых, они нам как родные, а во-вторых, мы заинтересованы в том, чтобы звери были работоспособны.
Поверьте, кампания по запрету сценических аттракционов с животными — истерия, не стоящая выеденного яйца. Судьба бездомных собак и кошек, издевательство над животными в частных питомниках — на это зоозащитники почему-то почти не обращают внимания. А цирк их, видите ли, раздражает. Тут уши торчат, это лоббирование частных интересов. Цирки, в которых животные не выступают (это ведь хлопотно и дорого), ведут борьбу за зрителя и применяют в ней нечестные приемы. Но в русском цирке, уверен, номера с животными будут всегда. Если провести опрос, думаю, подавляющая часть зрителей вам скажут, что идут в цирк посмотреть номера с животными и посмеяться с клоунами.
— Слышал, что где-то на Западе реальных цирковых зверей заменили голограммой. Это путь или имитация?
— А сами вы как думаете? Отличился германский цирк Ронкалли. Согласитесь, это просто смешно. Все равно что позвать людей в театр — и показать им кино.
— Но есть ведь и более успешные примеры цирков, обходящихся без зверей, например, Cirque du Soleil.
— Да, но обратите внимание: на одном месте они работают месяц-два — и все. А поставьте их в те же условия, в каких работают, скажем, Цирк на проспекте Вернадского или наш театр, — и через несколько месяцев у них уже упадут сборы. Потому что их программа — зрелище, как говорится, на любителя. Ничего не имею против, это бывает и красиво, и качественно, но для меня это все-таки не совсем цирк, а нечто другое.
— Известно, что на дрессировщиков нигде не учат — откуда же в профессию приходит смена?
— В цирке огромную роль играют династии, передача умений по наследству. Например, сейчас успешно выступает со своим аттракционом Анатолий Сокол. Я хорошо знал его дедушку и папу. У них тоже были отличные аттракционы, но Анатолий по сравнению с ними продвинулся далеко вперед, его программа интереснее. А недавно довелось посмотреть в записи некоторые выступления с фестиваля молодых артистов в Цирке Юрия Никулина. И там подростки легко делают трюки, какие во времена моей юности считались высшим достижением для взрослых, состоявшихся артистов. Что касается нашего театра, то мы у себя подготовили пять стажеров. Все они начинали с работы по уходу за животными, прошли выучку у наставников — театральных дрессировщиков. Вижу, что будущее нашей профессии в надежных руках.
— Расскажите о строительстве Новой сцены театра, которое возобновилось после долгого перерыва.
— Строительства добивалась еще моя старшая сестра Наталья Юрьевна Дурова, возглавлявшая театр до своей кончины. И только теперь — спасибо мэрии Москвы!
работа сдвинулась с мертвой точки, здание растет буквально на глазах. Боюсь загадывать, но очень надеюсь: в будущем году мы эту сцену откроем. А вместе с ней в нашу жизнь придут и новые постановки, и новые звери, и новый зритель. Ждем!
газета "ТРУД", 11.10.2019