«Трюк ради трюка - цирк, а нужно, чтобы была сказка…»
Светлана Герасёва
для газеты "Мир новостей"
Уже год как не стало заслуженной артистки России Натальи Юрьевны Дуровой. Теперь её черная шляпа не лежит как прежде в кабинете, а золотистый костюм, обшитый блёстками храниться в музее. Что изменилось в «Уголке дедушки Дурова» рассказал глава цирковой династии и руководитель «Уголка» Юрий Юрьевич Дуров.
-Юрий Юрьевич, со дня смерти Натальи Дуровой прошел год. Закончилась целая эпоха в «Театре зверей». Расскажите про изменения в театре после её смерти.
-Изменения в театре начались уже два года назад. Наталье Юрьевне давно хотелось перемен в театре. Но физически, в силу возраста, ей было уже трудно. До последних дней жизнь она была буквально нарасхват. Телевидение, радио, благотворительность.…За ней ходили толпы. И она не отказывала никому, никогда не была безразличной.
В какой - то момент Наталья Юрьевна осознала, что и со своей культурно-массовой деятельностью и с театром ей в одиночку не справится. Тогда мы с братом начали ей предлагать свои идеи, постановки, которые она принимала, ну и, в конце концов, предложила заняться этим непосредственно. В начале мы решили сделать театр репертуарным, потому что практически всем номерам было больше пяти лет, и они начали устаревать. Я решил взять уже имеющиеся номера и разделить, добавив новые элементы, на два типа: непосредственно спектакли и сказки с животными и выступление демонстративного плана, где зрители могут наблюдать именно за животными и их способностями, как, например, в «Четвероногих звёздах».
Новым сюжетным спектаклем стал «МЧС спешит на помощь». Только «МЧС» расшифровывался как «московский четвероногий спасатель». Мы даже получили от Шойгу грамоту за такой номер. (Смеется). Затем, к новому году, был сделан номер с участием Дед Мороза и Снегурочки. Но после праздников пришло много писем с просьбой показать этот номер еще раз, поэтому мы сделали его повседневным.
Сегодня в репертуаре уже пять разных спектаклей, таким образом, в 12 часов вы можете наблюдать один спектакль, в 3 часа - совершенно другой, а в 6 часов - сказку с животными. Далее необходимо было сделать, чтобы театр всегда оставался театром. Поэтому я попытался свести к минимуму и вовсе убрать не всегда удачные репризы клоунов. И, прежде всего, показывать зрителю синтез сказки и дрессуры животных с сюжетом. Ведь это всегда делал «Театр зверей дедушки Дурова» единственным в мире в своём роде. Эта задумка оправдала себя, интерес к нашему «Уголку» сильно повысился.
Я больше скажу, теперь нам доверяют так сказать «за глаза»: уже половина билетов на новогоднее представление раскуплено, когда мы еще даже не приступали к репетициям. Доверие мы обязательно оправдаем.
-Скажите, сохраняется ли в современном «Театре зверей дедушки Дурова» знаменитый метод от «укротителя к дрессировщику»?
Естественно. А где же ему ни сохраниться, как в нашем «Уголке»?! Этот метод принят ещё в период жизни Владимира Леонидовича Дурова, который его изобрел. И принят всеми прогрессивными дрессировщиками. И сейчас все наши зрители могут наблюдать, что можно добиться добротой, лаской и дисциплиной, а не палкой и вилами. В случае «дуровской» дрессировки, животное само рвётся на сцену, а не упирается, поджав хвост и свесив уши.
-У вас новая программа, новые спектакли. Наверняка были и новые забавные случаи с животными?
Знаете, в связи с новой программой и работа наша слегка изменилась. Теперь я могу так сказать «заказать» дрессировщику трюки, необходимые для той или иной сказки. И если мы видим смех или испуг детей в том или ином моменте постановки, то вздыхаем спокойней: значит угадали. Есть у нас спектакль «Без билета вокруг света». В начале спектакля на сцене лежит большая труба в виде хлопушки. Через сцену бежит рыжий кот, залезает с одной стороны в трубу, а из другого конца должен вылезти уже наш маленький артист игра «кот в сапогах». Далее он начинал беседовать с публикой. Но как-то кот залез в трубу, артист вылез из другого конца, а хвост остался торчать с другой стороны. Дети, заметив казус, начали кричать: «Хвост забыл, хвост забыл!». И пока хвост рыжий кот не убрал, артист не мог начать свой монолог.
Ещё был случай со слонихой Машей. Некоторое время назад арену посыпали опилками, и на выступлении все время поднималась от этих опилок пыль, мешая работать. Поэтому возле кулис всегда стояла лейка с водой, чтобы мокрые опилки были прибиты к арене. А Слониха Маша, следует заметить, очень любит пить воду. Если ей предложить попить воды в любое время суток - она не откажется. И, находясь за кулисами, наша Маша благополучно начала пить в воду из лейки. Лейка же застряла на хоботе у слонихи, поэтому она, пытаясь высвободиться, облила меня и еще одного дрессировщика с ног до головы. Конечно, переодеть мы не успели, и на этот дебютный номер со слонихой вышли буквально «в воду опущенные». Но ничего, дебют был, несмотря на «мокрое» положение, удачным.
- Наталья Юрьевна очень хотела, чтобы талантливые дети смогли обучаться дрессуре, сценическому мастерству. В планах у неё был некий «Храм детства». Расскажите по подробнее.
Действительно, такой проект был задумал Натальей Юрьевной давно.
«Храм детства»- это обучающий центр, в котором дети могут обучаться языкам, дрессуре, актёрскому мастерству, хореографии, живописи. Помимо этого строиться «круглая» сцена с залом на 400 мест. На такой сцене можно спокойно показывать постановки с парнокопытными животными, создавать яркие шоу, проводить фестивали.
Строиться пятиэтажная гостиница для талантливых людей с периферии и небольшая часовня, опять же по плану Дуровой. Еще около трёх лет я вынашиваю идею поставить Каштанку» Чехова с профессиональными актерами. Ведь именно В.Л. Дуров рассказал историю Каштанки Чехову.
В «Уголке» много талантливых дрессировщиков, но одна проблема: нет главной героини. Это должна быть обычная дворняжка, которых было полно ещё двадцать-двадцать пять лет назад. Но сейчас генофонд обычных дворняжек изменился! Сейчас они стали намного больше. А нужны несколько смышленых собак. Мы сотрудничаем с питомниками, приютами, но нужных кадров пока нет. По кастингу никто пока не подходит. (Смеется). Если бы мы ставили «Четыре танкиста и собака», я овчарок бы набрал кучу. А вот подходящих дворняг нет.
-Может быть тогда сменить сюжет на «Четыре танкиста и собака»?
Нет. (Смеется). Уж очень хочется поставить именно Чехова.
- Недавно наблюдала, как в одном из выступлений в «Театре» белоснежный дикобраз переворачивался через голову под дружные овации зрителей. А есть новые животные, которых дрессировщики «Уголка» смогли научить выделывать подобные коленца?
К сожалению, сейчас это дорогостояще для «Уголка». Был случай, когда у нас была возможность купить несколько уникальных животных. Мы попытались взять долгосрочный кредит без процентов, но многие банки отказали. Поэтому решили подождать с покупкой. Департамент по Культуре предложил составить список животных, которые могли бы участвовать в спектаклях. Этим я сейчас занимаюсь. Сложностей много. Ведь по статусу «Театр зверей дедушки Дурова» нельзя приравнять ни к зоопарку, ни к театру актеров. «Уголку» нужно много. И хорошее освещение, и современное музыкальное звучание. Но помогать безвозмездно пока никто не хочет.
- А у вас бывают такие «безвозмездные» концерты?
Я даже боюсь это рекламировать. Потому что завтра нас опять завалят письмами. Дело в том, что на две генеральные репетиции в костюмах пускаем в зал детей, которые не имеют возможности купить билет на обычный спектакль. Таким образом, около шестисот детей смотрят выступления бесплатно. Не отказываем ни целой группе детей, ни одному ребёнку.
- Не секрет, что главное в династии - это преемственность. Готовите дочку в дрессировщицы?
В данный момент моя дочка Наташа получает высшее образование. Это для неё сейчас самое главное. Но всё равно, не смотря на загруженность, она работает помощником режиссера у нас в театре. С детства, как почти все в нашей цирковой династии, Наташа выходила на арену, играла снегурочку, выступала со слоном. Но когда вопрос встал о дальнейшем образовании, то выбрала ВУЗ. Это её самостоятельное решение и я нисколько не против.
- Вы с малых лет на сцене, естественно, огромный опыт дрессуры разных животных. Но, все-таки есть самое любимое?
Есть, конечно. Как у многих дрессировщиков, оно совершенно не обучено трюкам. Это маленький йоркширский терьер, в котором вся семья души не чает.
- Желания научить собачку делать кувырки или прыгать через голову нет?
Нет. Вот уж точно нет. На работе хватает.
- Ну и напоследок хотелось вас спросить о завещании, которое в некоторых желтых газетах наделало немало шуму. Я о завещании Натальи Юрьевны, которое якобы пропало вместе со всеми ценными вещами дрессировщицы.
Завещание было. Это факт. По нему наследником становится сын Натальи Юрьевны, Михаил Болдуман. Много вещей Михаил Михайлович отдал в наш музей. Единственным преемником и директором «Театра зверей дедушки Дурова» по завещанию был я. Изначально было два экземпляра завещания, но один экземпляр, действительно, таинственным образом исчез. Но второй-то экземпляр-то остался! Благодаря нему, справедливость восторжествовала, последняя воля Натальи выполнена. И на месте директора нет продажного чиновника, как некоторым бы хотелось. Теперь я совмещаю обязанности дрессировщика и директора. Ну и самая главная обязанность- это сказочник, как называют меня дети. По-взрослому, режиссер-постановщик. Ведь, как говорила Наталья Дурова, «трюк ради трюка - цирк, а нужно, чтобы была сказка».
Действительно, в кабинете Натальи Юрьевны осталось все, как прежде. Коллекция икон на стенах, старые фотографии и столик из реликтовой карельской березы. Только сама знаменитая дрессировщица больше не выходит на полукруглую сцену. Некоторые её вещи теперь находятся в музее, где его хранитель, Тонина Н.В. с радостью проведёт экскурсию и группе в тридцать человек и трем ребятам. Она расскажет, как Юрий Владимирович Дуров дрессировал броненосца и муравьеда, почему волк, выступавший в цирке, прожил семнадцать лет вместо положенных восьми. И если вы услышите пронзительное чириканье, то не пугайтесь: это цесарка Маша скучает без людей.
В театре многое изменилось, но не изменилась идея. Времена меняются. Дуровы остаются.