газета "Вечерняя Москва": Дрессировщик Юрий Дуров: Рад, что династия продолжается
18:21 4 декабря 2015
Художественный руководитель Театра «Уголок дедушки Дурова» народный артист Юрий Дуров отмечает 50-летие творческой деятельности. Именитый дрессировщик рассказал «Вечерке», как впервые вышел на манеж в шестилетнем возрасте, а в 11 лет у него уже появилась трудовая книжка.
- А было ли у вас вообще детство — друзья-товарищи, игры?
- У меня было типичное детство циркового ребенка. Я переезжал вместе с родителями из цирка в цирк, менял по 5–6 школ за год. Конечно, какие-то приятели у меня были, но ни одного из них я не помню.
В каждом новом классе вокруг меня собиралась группа ребят, имевшая ко мне определенный интерес. Не будем называть его меркантильным, но все-таки благодаря мне у них была возможность каждые выходные ходить в цирк, наблюдать его закулисье. Кто-то из них смотрел на меня восторженно: ребенок, а уже работает на манеже! А некоторые старались вообще не замечать «инородное тело», появившееся в классе на пару месяцев. Кому-то нравилось меня гнобить на глазах у одноклассников: вот, смотрите, вечером он красиво одевается и выходит на манеж в блеске прожекторов, а тут отстает от всех, худший ученик в классе.
- Помните первое животное, которое вы начали дрессировать?
- В 1966 году мы получили маленького слоненка Лилю, и папа сразу же решил, что это будет моя слониха и дрессировать ее начну я. Лиля прожила у нас долгие годы.
- Наверняка с ней связано много воспоминаний?
- Лилька работала хорошо, но была у нее одна особенность: если ей что-то не нравилось, она убегала с манежа. Очень смешной случай был в Донецке. Мы выступали с новогодним представлением. Каждый артист исполнял роль сказочного персонажа. И вдруг Лильку что-то напугало, она выбежала с манежа в застекленное фойе, пробила стекла и выскочила на улицу. На площади перед цирком стояла большая новогодняя елка, гуляли горожане.
И тут, только представьте себе картину, выскакивает слон, за ним — Хоттабыч, Дед Мороз, Карабас и Бармалей. Так мы два раза обежали вокруг елки, затем Лиля замерзла и через тот же пролом вернулась обратно в цирк. Случались ЧП и во время перевозки Лильки.
Это сейчас появились специальные автобусы, а раньше животных пешком вели на вокзал и с вокзала, в лучшем случае впереди ехала машина ГАИ с мигалкой. Из трех моих слонов только Лилю за ногу приковывали цепочкой к машине, чтобы не убежала, но не всегда это помогало. Так, в Кемерове она убежала в частный сектор, состоявший из небольших деревянных домишек, и оказалась во дворе, где парень романтически прощался с девушкой. Зима, градусов 30 мороза, парень пытается поцеловать девушку, и в этот момент во двор вбегает слон...
- Вы дрессировали разных животных. Есть среди них любимые?
- Мне трудно выделить какое-то одно животное. Зато я точно могу сказать, с кем мне никогда не нравилось работать.
- С кем и почему?
- Я не любил работать с медведями: дело в том, что это животные, чье поведение невозможно спрогнозировать. Ты никогда не знаешь, что у него на уме: он не предупреждает о нападении, поэтому очень опасен. Еще одно коварное, неверное животное — обезьяна. Сидя у меня на руках, она будет задирать вас, но стоит мне только передать поводок в ваши руки, и она начнет проявлять агрессию по отношению ко мне. То есть, понимаете, я для нее моментально перестал быть хозяином, она про меня, по сути, уже забыла.
- Есть ли номера, которыми вы особенно гордитесь?
- Впервые в истории русского цирка я вывел на манеж жирафа и горжусь этим. Некоторые из моих авторских трюков до сих пор в цирке никто не повторил. Например, номер с морским львом, жонглирующим двумя мячами. А в другом номере морской лев бил по подкидной доске с мячом, мяч взмывал вверх, а животное бежало по манежу и ловило его. Успехом пользовался номер, в котором в темноте под «Аве Марию» Шуберта морской лев шел через лестницу треугольной формы, на носу у него были канделябры с зажженными свечами. Потом животное отдавало мне подсвечник и забиралось на тумбу. Я подносил свечи, и с последними звуками музыки лев их задувал.
- А я помню ваш номер с гепардами.
- В моем аттракционе они впервые вышли на манеж без ограждения. На хищниках не было ошейников. Лишь у дрессировщицы Дарьи Костюк есть замечательный аттракцион с гепардами, но и у нее они работают за ограждением.
- Ваша дочь Наташа собирается продолжить династию Дуровых...
- Я стараюсь передать ей свой опыт. Она уже поставила несколько спектаклей как режиссер и одновременно работает как дрессировщица. У нее есть номера с пони, собаками, барсуком, слонами. Мне очень нравится, что, будучи моей дочерью, Наташа не стесняется советоваться с другими дрессировщиками и даже служащими. И они ей охотно помогают. Я очень надеюсь, что через какое-то время смогу передать ей свое место. Руководить нашим театром должны представители династии Дуровых.
- Как обстоят дела со строительством новой сцены «Уголка дедушки Дурова»?
- Строительство было заморожено на долгие годы. Ситуация изменилась лишь с приходом нового руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского. Он сразу обратил внимание на наш театр, и дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Если все получится, я буду гордиться тем, что в период моего руководства у «Уголка дедушки Дурова» появилась новая сцена.
Газета "Вечерняя Москва"