50 ЛЕТ С ЛЮБИМЫМИ ЖИВОТНЫМИ | 23.11.2015
23 ноября 1965 года Юрий Дуров был официально зачислен в Союзгосцирк в качестве ученика с практическим участим в аттракционе под руководством Ю.В. Дурова. А когда Юрию Владимировичу пришлось срочно уехать на съемку фильма, где он исполнял роль Уинстона Черчилля, Юрий Дуров впервые полностью заменил отца, встав во главе аттракциона.
23 ноября 2015 исполняется 50 лет творческой деятельности народного артиста России, художественного руководителя Театра «Уголок дедушки Дурова» Юрия Юрьевича Дурова.
Юрий Дуров: Мой стаж мог бы быть не 50, а 150 лет. Когда я переходил работать из Росгосцирка в Уголок Дурова впервые за многие годы заглянул в свою трудовую книжку и с удивлением обнаружил там запись, что я поступил на работу в 1865 году. Очень жалею, что попросил ее переделать, надо было так и оставить, для потомков.
На самом деле Юрий Дуров впервые вышел на манеж в шестилетнем возрасте в аттракционе своего отца, народного артиста СССР, знаменитого дрессировщика Юрия Владимировича Дурова. И с того момента его судьба была определена. А как же детство? Конечно, оно тоже было не таким, как у большинства детей.
Юрий Дуров: У меня было абсолютно типичное детство, но только не обычного ребенка, а циркового. Я переезжал вместе с родителями из цирка в цирк, менял по 5-6 школ за год. С большой завистью смотрю как мои ровесники отмечает очередную годовщину окончания школы. А у меня даже выпускного бала не было. Я не помню ни одного своего школьного товарища. Конечно, какие-то приятели были. В каждом новом классе вокруг меня собиралась определенная группа ребят, но у них был своей интерес. Не будем называть его «меркантильный», но все-таки мои приятели имели возможность ходить каждые выходные в цирк, наблюдать цирковое закулисье.
В то время Юрий Дуров-старший работал со смешанной группой животных и первыми питомцами маленького Юры стали молодой слон, шимпанзе и собака-математик. И, конечно, начало профессиональной карьеры не обходилось без забавных случаев.
Юрий Дуров: Я как-то вышел выступать с обезьянкой Моникой. По сценарию, она должна была идти по барьеру манежа. В первом ряду сидел человек, изображавший зрителя, уверенного, что в цирке может делать что угодно. Он должен был стукнуть Монику газетой. После этого она останавливалась, поворачивалась к нему и стучала себя кулаком по голове, мол, у тебя с головой все в порядке? Обезьяна была не очень доброй, признавала только меня и служащую, которая за ней ухаживала. Поэтому я всегда держал ее на поводке и когда вел по барьеру, проявлял большую осторожность. И вдруг я вижу, что в первом ряду сидит женщина с цветами и получается, что Моника встречается с ней раньше, чем с артистом на подсадке. Когда мы проходили мимо нее, женщина с цветами быстро поднялась и протянула букет Монике. Билетеры находились далеко, остановить ее никто не мог, я в ужасе, не знаю, что ожидать. Ведь Моника могла ее укусить или поцарапать до крови. Но то, что произошло дальше, я никак не мог предположить! Обезьяна взяла цветы, вытянула губы и чмокнула женщине руку. И с этим букетом пошла дальше, а когда дошла до «подсадки», получив газетой по голове, сделала, все, как обычно. Получилось просто законченное произведение!
И на этом забавные истории не закончились.
Юрий Дуров: В 1966 году мы получили молоденького слоненка Лилю, и я сразу начал с ней репетировать. Лиля работала хорошо, но была очень недисциплинированной, если ей что-то не нравилось, запросто убегала с манежа, например, через центральный проход в фойе к зрителям. Очень смешной случай был в Донецке. Мы выступали с новогодним представлением. Каждый артист исполнял роль сказочного персонажа. И вдруг Лильку что-то напугало, она выбежала с манежа в застеклённое фойе, пробила на ходу стекло и вынеслась на улицу. На площади перед цирком в это время стояла большая новогодняя елка, там гуляли горожане, которые к своему великому изумлению увидели такую картину – выскакивает слон, за ним Хоттабыч, Дед Мороз, Карабас-Барабас и Бармалей. Два раза пробегают вокруг елки и через тот же пролом забегают обратно в цирк. На самом деле Лилька просто замерзла, поэтому дело ограничилось парой кругов, а если бы было тепло, даже не знаю, чем бы дело кончилось.
Еще один смешной случай произошел во время её перевозки. Это сейчас есть специальные автобусы для транспортировки крупных животных, а раньше слонов пешком вели на вокзал и с вокзала, в лучшем случаем впереди ехала машина ГАИ с мигалкой. Из трех моих слонов единственную Лилю мы приковывали за ногу цепочкой к машине, чтобы не дать ей убежать в город, и все равно она умудрялась срываться. Особенно запомнился ее побег в Кемерово. Она забежала в частный сектор, состоявший из небольших деревянных домиков, и вбежала во двор, где в этот момент происходила романтическая сцена – парень нежно прощался с девушкой. И вот представьте – Кемерово, зима, градусов 30 мороза, парень пытается поцеловать девушку и в этот момент во двор вбегает слон! Шок нереальный! Даже не представляю, как сложилась потом судьба этой молодой пары.
В феврале 1970 года Юрий Дуров был официально переведен в артистический персонал. А после скоропостижной смерти отца в 1971 году возглавил фамильный цирковой аттракцион и, значительно переделав, проработал с ним до 1978 года. После этого он ушел на репетиционный период и за два года создал принципиально новый аттракцион «Все на свете». В нем впервые в истории российского цирка на арену вышел жираф. Были сделаны несколько уникальных авторских трюков с морскими львами. А также уникальный номер «Гепарды на свободе», где два хищника работали на арене без клетки, без поводков, без ошейников. До сегодняшнего дня никто не смог повторить этот номер. С июля 1981 года Ю.Ю. Дуров официально стал руководителем номера «Смешанная группа животных». Потом он сделал номер со слонами и в марте 1996 года был назначен руководителем номера «Слоны».
Юрий Дуров – настоящий мультидрессировщик. Через его номера прошли десятки видов животных: морские львы, шимпанзе, гепарды, зебры, кенгуру, голуби, слоны, медведи, собаки, пони, лисы, попугаи. За более чем сорок лет работы не один раз объездил цирки Советского Союза, побывал на гастролях в Японии. Во Франции работал два года в Национальном французском цирке. Ставил спектакли в Московском цирке на Цветном бульваре и других цирках России.
Юрий Дуров: Я горжусь, что первым в истории русского цирка вывел на манеж жирафа. Через 5 дней после меня Слава Бегбуди выпустил свой номер с жирафом, но я его опередил. У меня есть трюки, которые являются авторскими, и которые до сегодняшнего дня никто не повторил. Например морской лев жонглирует двумя мечами, отбивает подкидную доску с мячом, который летит метров на 15 вверх, и ловит мяч. Или такой – морской лев под музыку Шуберта в темноте нес канделябры со свечами, поднимался на стеклянную лестницу, разворачивался, спускался, возвращался на тумбу, отдавал мне подсвечник, а потом задувал свечи в финале. И эта точка для меня была ценнее даже, чем весь предыдущий кусок! Но главное – это гепарды. Это очень дорогие и сложные животные в плане дрессуры. Они очень красивые, на мой взгляд, более красивые, чем леопарды или ягуары. У меня было два гепарда, я с ними работал без клетки и без поводков, буквально в метре от публики. Они прямо на барьере прыгали в огненные кольца без ошейника. Это было большое достижение.
По приглашению Натальи Юрьевны Дуровой в сентябре 2007 года Юрий Юрьевич перешел работать в «Уголок дедушки Дурова» в качестве режиссёра-постановщика. С этого момента он полностью посвятил себя театру. В 2008 году, после смерти Н.Ю. Дуровой, стал художественным руководителем театра. Теперь ему приходится заниматься и многочисленными административными делами.
Юрий Дуров: Если бы я только сидел в кресле директора, то сошел бы с ума от скуки. Дело в том, что у нас в штатном расписании нет должности директора, поэтому мне приходится совмещать работу художественного руководителя с хозяйственным управлением театром. Меня очень раздражает, что в день нужно подписывать по 200 бумажек, начиная от счетов на покупку памперсов для обезьянок и заканчивая гвоздями для цеха мастерских. Но главная моя работа заключается в творческом руководстве театром, а творчество никогда не может быть скучным. Здесь у меня большой диапазон для применения своих идей. Я придумываю пьесу, пишу сценарий для спектакля, стихи для песенок, даю задания артистам-дрессировкам, затем собираю все это в кучу и ставлю спектакль. Так получается, что я один отвечаю за все, и если спектакль выйдет неудачным, то виноват в этом будет только один человек – я. Слава Богу, пока такого у нас не было.
За время своей работы в Театре Юрий Дуров поставил 14 спектаклей, 12 – на Большой сцене, и 2 – на Малой. В сентябре 2012 года специально к 100-летнему юбилею театра Юрий Дуров поставил спектакль «Дорога – длиною в век!», в котором заново воссоздал знаменитую Большую Дуровскую железную дорогу. У Юрия Дурова большие творческие планы и во многом они связаны с расширением игровых площадок.
Юрий Дуров: Боюсь сглазить, но, кажется, вопрос о строительстве второй сцены-конюшни с манежем, над решением которого мы бились больше десяти лет, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки. С приходом Александра Кибовского, нового руководителя Департамента культуры, до Сергея Собянина, как мне сказали, дошла информация, что наш театр хорошо работает, но нуждается в помощи. И на нас обратили внимание. Сейчас начался процесс проектирования нового здания, появилась надежда, что еще в период моего руководства появится дополнительная сцена, о которой так мечтала Наталья Юрьевна Дурова. Дополнительная сцена позволит нам сделать более яркие и интересные спектакли и принять больше зрителей.
Источник: http://www.procircus.ru/articles/society/50_let_s_lyubimymi_zhivotnymi/
© procircus.ru
procircus.ru