Юрий ДУРОВ: Дрессировщик никогда не застрахован от форс-мажора
Сегодня, 11 октября, 60-летний юбилей отмечает народный артист России, руководитель единственного в мире театра зверей "Уголок Дедушки Дурова" Юрий Дуров. Юрий Юрьевич - человек одаренный разносторонне. Он является и выдающимся дрессировщиком, поставившим целый ряд трюков, которые до сих пор никому в мире повторить не удалось. Он пишет пьесы и сам ставит спектакли. Если до его прихода на сцене театра показывались представления, состоящие из отдельных номеров с дрессированными животными, то сейчас здесь идут полноценные сюжетные спектакли, в которых животные и их дрессировщики играют различные роли. Именно при Юрии Дурове "Уголок Дедушки Дурова" превратился в настоящий театр. И зритель отвечает театру взаимностью, как правило, билеты раскупаются на несколько месяцев вперед.
- Юрий Юрьевич, прежде чем прийти в театр зверей "Уголок Дедушки Дурова" вы долгие годы работали дрессировщиком. Наверняка во время выступлений неоднократно случались непредвиденные ситуации, когда номер развивался не так, как было запланировано в сценарии.
- Конечно, бывали разные ситуации, я стараюсь их не запоминать, за исключением тех случаев, когда необходимо сделать выводы о своих ошибках. В одной из программ моя супруга Вера лежала на толстом мате, рядом, положив на нее лапы, находился гепард. Вера поднимала кольцо, и собака, бежавшая с другой стороны манежа, должна была через жену и гепарда в кольцо прыгнуть. И вот однажды собака чего-то испугалась, несколько раз подбегала к кольцу, разворачивалась и бежала обратно. А я держу гепарда, который является опасным хищником, способным запросто порвать человека. Мы выступали без клетки вокруг манежа, и гепард мог в любой момент уйти в зал. Я подозвал ассистента, державшего собаку, и медленно передал ему свою сумочку с мясом, чтобы он отвлекал гепарда. Взял в руки обруч, и собака наконец перепрыгнула. Ситуация была довольно неприятной, Вере пришлось довольно долго пролежать под этим гепардом, что очень небезопасно. Хотя публика была в восторге.
Однажды во время выступления слон случайно наступил мне на ногу и даже развернулся, стоя на мне, содрав мне со ступни кожу. Слону-то ничего, а я чувствую - ботинок в крови, а надо продолжать работать... В общем, дрессировщик не застрахован от таких внештатных ситуаций. Но чаще они происходят на репетициях, потому что там идет эксперимент, рождаются новые трюки. Однажды внештатная ситуация помогла мне сделать очень хороший трюк. Я и сейчас его показываю, но не полностью. Один слон передними и зад-ними ногами стоит на двух тумбах, образуя арку, а второй опускается на пол и под ним проползает. Раньше в аттракционе у меня было три слона, один проползал вперед головой, а второй подходил, разворачивался и полз хвостом вперед. Кстати, этот трюк до сих пор никто не повторил. А получился он совершенно случайно, сначала я научил слониху лежать, потом хотел в лежачем положении заставить ее двигаться вперед. Слониха была довольно пугливой и, когда я подошел к ней, лежа попятилась от меня задом. Я ее угостил, она поняла, что можно получить вкусное, если от меня ползти, таким образом движение было зафиксировано, оставалось только научить ее разворачиваться перед самой аркой. Этот трюк пользовался большой популярностью у публики.
- Вы никогда не пробовали подсчитать, сколько животных вы дрессировали?
- Нет, не подсчитывал, наверное, около сотни. Первый номер, с которым я начал выступать в папином аттракционе, это собака-математик Пурш, затем у меня появилась обезьянка Моника, попавшая ко мне в самом раннем возрасте, еще я дрессировал слоненка. Думаю, вот если так начать вспоминать, то 98% животных, с которыми работал, я вспомню. Случалось и так, что я начинал работать с некоторыми животными, но что-то не получалось, дело не шло, и мы их передавали в зоопарки. Некоторые животные в раннем возрасте от каких-то болезней умирали, что всегда воспринималось очень печально. Каждый уход оставляет на сердце дрессировщика шрам, такие моменты тоже не забываются.
- Около ста животных? Это число, конечно, впечатляет, а с какими видами вам доводилось работать?
- С самыми различными. Кроме традиционных, мне доводилось встречаться и с весьма экзотичными. В папином аттракционе у меня даже мангуст был, а также лисички, шимпанзе, гепарды. Я был первым дрессировщиком в истории отечественного цирка, который вывел на манеж жирафа, на пять дней опередив моего брата Славу Бегбуди. Мы получили жирафов одновременно, но у меня премьера прошла раньше. Хотя он выступал в Москве, а я в Запорожье.
- С какими животными было работать труднее всего?
- Тут как у людей: есть животные талантливые, с которыми все получается легко и сразу, а бывают и такие, с которыми бьешься, бьешься, но толку никакого. Все зависит от индивидуальности, и нельзя сказать, что слона дрессировать сложнее, чем собаку. Мне попадались собаки, с которыми невозможно было что-то подготовить для сцены, и слоны, легко поддававшиеся дрессировке. Так что я не берусь ответить на этот вопрос, но самая сложная, ювелирная дрессура - с морскими животными. Например, с морскими львами, потому что приходиться учить животное тому, что ты не умеешь делать сам. Например, балансировать мячиком на хвосте, стоя на перекладине. Очень сложно было с гепардами, потому что они не терпят никакого насилия и давления. Когда начинают их тянуть на поводке, они ложатся на манеж и отказываются подчиняться дрессировщику. А у меня они выступали без клетки, поводка и ошейника, то есть на полной свободе, и этот номер в мировом цирке до сих пор никто не повторил. За счет этой свободы мне удалось найти с ними контакт, хотя в любой момент они могли убежать в зал. Я работал на свой страх и риск и даже давал подписку о своей ответственности за то, что гепарды не бросятся на зрителей. Это было в том же аттракционе "Все на свете".
- Как-то вы сказали, что покинули цирк и заняли должность руководителя театра, ощущая ответственность перед династией, а что это такое?
- В нашей династии было 11 профессиональных дрессировщиков. И когда у тебя такие знаменитые прадед, дед, отец, каждый из которых в свое время привнес в цирковое искусство что-то очень важное и новое, то ты просто не имеешь права не выложиться полностью, чтобы их дело не пошло на спад. Я осознал это в очень раннем возрасте.
- А ваша дочь Наталья, которая сейчас с успехом выступает в театре, какое-то время назад хотела уйти из цирка и даже получила культурологическое образование.
- В ее жизни были разные в этапы. В детстве Наташа бредила цирком. На манеж она вышла в пять лет. Играла Снегурочку, работала в номере со слоном-математиком, позже репетировала и с другими животными. А в переходном возрасте она увлеклась другими цирковыми жанрами, например, ей захотелось в воздухе работать, и тогда я попытался объяснить, что ей предписано либо выступать в цирке дрессировщицей, поскольку если она выйдет на манеж в каком-то другом жанре, это будет выглядеть странно, либо вообще не работать в цирке. Тогда Наташа сказала, что лучше уйдет из цирка, отправилась учиться. И я этому не противился, был уверен, что она все равно рано или поздно в цирк вернется. Она постоянно ездила с нами, волей-неволей была прикована к работе с животными. И это просто ей казалось, что она ушла из профессии, еще не получив ее. И потом, когда мы стали работать в театре, она с радостью втянулась в работу и сейчас не мыслит себе другой профессии. У нее пони, барсук, дикобраз, куча собачек, слоны, еще много чего впереди. Ее увлекает цирк, она ходит на все премьеры, старается все цирковые новинки отслеживать, хотя я бы не сказал, что у нее много свободного времени. Она появляется в театре каждый день с 6 - 7 утра. Я думаю, что Наташа так к театру прикипела, что никуда уже не денется. В нашей династии сложилась печальная традиция: все руководители театра работали здесь до своего последнего вздоха, мне бы хотелось это нарушить. Я мечтаю о том, чтобы руководителем театра еще при моей жизни стала Наташа. Она уже довольно крепкий дрессировщик, у нее два высших образования - культурологическое и другое, связанное с муниципальным федеральным управлением. У нее уже есть научная база как у руководителя, мне же приходилось все познавать на практике.
- 60 лет - это дата внушительная, серьезная. Вы уже осознали ее масштаб?
- Когда из Росгосцирка я переходил на постоянную работу в наш театр, то обнаружил, что в трудовой книжке датой моего рождения указан 1854 год, так что мне не привыкать и никакими цифрами меня уже не удивить. Если говорить серьезно, то физическое ощущение возраста, конечно, есть, но вот душевно и эмоционально не могу его осознать, и во многом чувствую себя еще мальчишкой. Мне свойственно многое, присущее совершенно иному возрасту, куда более юному. Я люблю розыгрыши, шутки, мне нравится современный юмор. У меня нет ощущения своей авторитетности, того, что надо мной довлеет такой богатый жизненный опыт. Хотя, безусловно, опыт есть, все-таки в цирке люди взрослеют рано.
- Я знаю, что скоро ожидается премьера нового спектакля.
- В ноябре мы планируем выпустить спектакль "Необыкновенное путешествие". Зрители увидят несколько ярких новых номеров: на сцену выйдут молодой бегемот, группа с дрессированными рысями, новый большой номер с дрессированными обезьянами, новый номер с козочками. По сюжету Владимир Дуров и его знакомый журналист мысленно путешествуют по разным странам и континентам, чтобы подобрать животных в свой аттракцион. Например, когда они представляют Южную Америку, на сцене появляется группа носух, Центральную Америку - на сцену выходят морские львы.
- А с козочками мы куда попадаем?
- В Швейцарские Альпы. Также мы побываем и на пиратском корабле XVII века. Известно, что морские романтики возили с собой обезьянок, поэтому группа обезьянок будет работать именно там. И в финале спектакля мы возвращаемся домой, и Владимир Дуров предлагает посмотреть лучшие номера нашего театра. К каждому номеру у нас подобраны костюмы, декорации, музыка, освещение.
- Кто будет играть Дурова?
- Слава Бегбуди и Андрей Градов, который, к моей радости, согласился перейти к нам в театр и поработать здесь, пускай пока и не на полную мощность. Но он уже состоит в штате и играет в одном спектакле главную роль. Мы стараемся, чтобы у нас на все главные роли были возможны замены и не приходилось отменять спектакль в случае болезни актера.
- Что-то не припомню рысей на манеже цирка.
- В некоторых цирковых номерах для создания антуража они появлялись, но полноценного группового номера с рысями я никогда не видел. Так же как и полноценного группового номера с волками, который у нас показывался раньше.
- То есть спектакль в каком-то смысле уникальный?
- Я бы не называл его уникальным. Но здесь, действительно, появятся животные и номера, новые для нашего театра.
газета "Московская правда"