Медвежий угол
Какой самый интересный зверь в театре? Думаю, большинство ответят - медведь. Я тоже так решила и напросилась на репетицию к известным дрессировщикам Сергею и Наталье Буриным.
Всегда мечтала узнать, какие на ощупь уши у этих матерых хищников? И вот стою за кулисами Большой сцены. Издалека приближается ворчание-пыхтение-сопение - это ведут мохнатых артистов, трехгодовалых сестер Лялю и Дашу. Эти девушки, уже ко всему привычные, любопытничают, тянутся - что за новый человек, и непрерывно разговаривают-ворчат. Долгожданное знакомство состоялось (уши превзошли все ожидания!), а теперь - работать, работать и завтракать.
Во время репетиции Наташе и Сергею Буриным помогают ассистенты Александр и Алексей. Сначала отрабатываются номера программы, "Березовая роща", "Посиделки" и другие, все четко и последовательно, как на спектакле. Трудятся Ляля и Даша за печенье.
Вслед за старшими коллегами выходят на сцену годовалые мишки - Маша и Ася. Они еще только учатся, перед публикой ни разу не выступали, а посему появление постороннего на сцене, то есть меня, вызывает массу эмоций, главные из которых - страх и любопытство. Наблюдать за ними очень смешно: медвежата все время ворчат, движения их еще неуклюжие, а единственный интерес - это печенье.
Первый год на сцене больше работают дрессировщики и ассистенты, нежели сами медведи, все приходится делать за них, даже переставлять лапы вручную. Маша и Ася пока только привыкают к сцене, к реквизиту номеров, познают главный закон дрессуры - "сделал дело - скушал смело".
Когда же репетиция подошла к концу, я попросила Сергея, Наташу и Александра рассказать поподробнее о своих подопечных. С таким интересом и любовью делились они своими наблюдениями, вспоминали забавные случаи, что и человеку, далекому от театра, ясно - в этой семье все основано на любви!
Прямо из леса
Как медведи попадают в театр? Разными путями, но чаще всего из леса. Там, где охота на медведей разрешена, случается, остаются медвежата сиротами. Их и приобретает театр. И чем меньше они по возрасту, тем интереснее и перспективнее будущие артисты.
Наташа замечает, что психика и здоровье у выходцев из леса намного стабильнее, работать с ними проще. Первый год в театре медвежата привыкают к людям и обстановке, второй год отрабатывают трюки и на публику выходят уже в возрасте двух лет.
Второе дыхание "сгущенки"
Мишки - большие лакомки! Основное поощрение на репетиции и спектаклях - печенье. За него - все, что угодно, но наступает момент, когда насытились, а программу еще не отработали. Как быть? Политика кнута и пряника в театре действует односторонне, здесь приветствуется только пряник. Почему, спросите вы? Потому, что специфика театра такая - детская. На спектакле нельзя применить силу - детишки смотрят, на репетиции нельзя - звери обидятся. Да-да, перестанут есть, работать.
Лидер в этом - широко известная в узких кругах гималайская медведица Люся (Вы знаете ее по телевизионному ролику йогурта Ermann) "дулась" на Сергея целый месяц только за то, что он повысил на нее голос, отказывалась брать угощение. А посему остаются только пряники, точнее "сгущенка". На нее у всех без исключения медведей открывается второе дыхание. И работа идет по новой!
Симулянты и халтурщики
Все зависит от характера, но схалтурить любят все. Нет-нет, не подумайте, на репетициях мишки отрабатывают все как положено, на велосипеде - полный круг, кувырки - через всю сцену, зато на спектакле сам Бог велел схалтурить - не накажут, не поругают. А уж если случится поранить лапу, хромать будут еще долго после того, как рана заживет, симулируют, прикидываются.
А вообще, работать с медведями - одно удовольствие! Медвежьи лапы по физическому строению сродни нашим, человеческим, что дает возможность ставить массу всяких трюков. И ходят на задних лапах они дольше, чем любое другое животное. На этом и основываются все номера в театре.
Но прежде, чем ставить какой-либо номер, Сергей и Наташа пытаются понять способности и наклонности каждого медвежонка. Угадаешь - полдела сделано! Про медвежий интеллект можно написать целую книгу.
А еще Бурины замечают: для зрителей важен не сам трюк, а его подача. Бывает, отрепетируешь уникальный трюк, вложишь в него столько сил, а отдача - несколько хлопков. Учтите это, дорогие зрители, ведь любой номер, простой или сложный, создается трудом и любовью!
А это должно быть вознаграждено.