История о том, как Ю.Ю. Дуров первые вывел на отечественный манеж жирафа
Династия Дуровых внесла неоценимый вклад в историю отечественного и мирового циркового искусства. Авторская методика дрессуры и разрушение многих стереотипов, научные открытия и исследования, сложнейшие аттракционы и уникальные номера, выдающиеся артисты и их преемники – и это еще далеко не все наследие старейшей в России цирковой династии.
В программах представлений, идущих сейчас в городах нашей страны, можно часто встретить упоминание номеров с жирафами, однако практически никому в этом контексте не известно имя Юрия Юрьевича Дурова – человека, который впервые вывел на тогда еще советский манеж это удивительное животное.
Поэтому сегодня, 21 июня, во Всемирный день жирафа, нельзя не поделиться историей, последствия которой расширили возможности советского, а впоследствии и российского цирка.
Из воспоминаний Юрия Дурова: «…мечтою получить жирафа в свой аттракцион "болел" еще мой отец. К сожалению, в те годы чиновники в цирке перестраховывались и под разными предлогами отклоняли его заявки. Мол, животное дорогостоящее, а опыта содержания и перевозки у нас нет. Хотя за рубежом, в некоторых известных цирках, жирафы были. Наверное, по наследству эта мечта передалась и мне.
Я упорно "пробивал" идею приобретения этого экзотического животного уже в свой аттракцион, но безуспешно. Когда мне исполнилось 20 лет, такая возможность появилась: в Гамбурге стоял пароход готовый принять на борт молодого жирафа! Я оббегал все инстанции, но снова столкнулся с непробиваемой стеною бюрократии цирковых чиновников, и стена снова победила.
Прошли годы и, когда я создавал свой новый аттракцион, мне удалось убедить начальства о необходимости ввести в него жирафа! Такое же разрешение получил и мой сводный брат Слава Бегбуди, который тоже готовился к выпуску нового аттракциона. Как известно, даже за границей жирафы не продаются в супермаркетах, поэтому поиски фирмы, готовой поставить двух молодых особей, заняли тоже немало времени. И, наконец, в 1979 году это свершилось! К тому времени мы обзавелись специальными фургонами с открывающейся крышей для перевозки этих длинношеих животных и ждали их прибытия. В этот момент Слава находился на гастролях за рубежом, и получение обоих легло на мои плечи.
А происходило это следующим образом: корабль с животными прибыл в порт Риги, там их поместили в местный цирк, который на наше счастье в это время не работал, и мы, никому не мешая, могли пройти там обязательный месячный карантин. Затем, погрузив животных в "жирафовоз", мы отправились в Харьков, где в старом неработающем цирке находилось все мое хозяйство. Дорога прошла с незначительными приключениями, и мы прибыли на место целыми и невредимыми.
Далее началась работа по приручению и приучению жирафов к новым условиям. Поскольку животные были рождены в Европе в неволе, а не в дикой природе, это оказалось менее сложным. Я даже рискнул выпускать их минут на 20-25 зимой в уличный вольер, и они прекрасно, даже с удовольствием, переносили эту процедуру: их это закаляло и сокращало возможность простудиться! Моего жирафа, которому я дал имя Джемс (по названию корабля, на котором они прибыли, «Джемс Банкович»), я начал репетировать, а второй, по имени Степа, ждал своего дрессировщика Славу.
В работе животные оказались довольно спокойными, и мне удалось свести Джемса с другими питомцами: со слонами, с пони и зеброй. Сложности в содержании было не больше, чем с другими копытными животными. Единственная проблема была с вениками. Дело в том, что жирафу необходимо для еды 60 веников в день! В летнее время это свежие ветки деревьев, в основном ивовые, березовые и немного дубовых. А вот зимой, естественно, с этим проблема! Нам приходилось заготавливать их заранее. Так что известная пословица "фирма веников не вяжет" - была явно не про нас!
Также приезжая в новый город, мы скупали все-все веники в местных банях к явному неудовольствию любителей попариться. Далее эти веники или ветки нужно было зажимать в специальных струбцинах на уровне головы жирафов, чтобы им удобно было обдирать листья, так как нагнуться до земли жирафу крайне непросто и делают они это в природе только на водопое. Жирафы обдирают листья языком, который достигает длины до полуметра!
Особенно интересно было наблюдать, как жирафы спят: они закладывают свою длинную шею вдоль всего туловища, цепляясь подбородком за заднюю ногу. По-другому спать они почему-то не могут.
Еще у жирафов есть одна, на мой взгляд, редкая для животных особенность: они не издают никаких звуков. Иногда, очень редко, мне удавалось услышать небольшое фырканье ноздрями при резком выпуске воздуха, и все! Ах, как этого качества порой не хватает некоторым людям! А еще жирафы довольно приятно (на мой вкус) пахнут: у них такой сладковатый запах, который не раздражает даже не очень любящих животных людей.
Передав второго жирафа Степу своему дрессировщику, мы, наконец, отправились на наши первые гастроли с новым аттракционом в Запорожье. И именно там, 28 сентября 1980 года, впервые за все историю отечественного цирка на манеж вышел жираф! Опередив всего на 5 дней своего "собрата" Степу, премьерный выход которого состоялся в Москве.
Мы с Джемсом объехали много городов. Зрители с восторгом принимали появление этих красивых и удивительных животных на манеже.
А я, спустя много лет, до сих пор скучаю без общения с ними. Больше мне не удалось поработать с этими животными. А жаль!..».
Театральное и цирковое закулисье таит в себе множество историй великих людей, которые составляют главное культурное наследие нашей страны. И одной историей сегодня стало больше.