Уважаемые зрители!
Помогите нам стать лучше -
поставьте свои оценки!

 

Мемориальные комнаты

Здесь гостиная, где хранятся подлинные вещи Владимира Леонидовича. Мебель выполнена в стиле "рококо" (стол-комод со столешницей из яшмы) и "модерн" столик под китайской вазой). Сочетание этих стилей было характерно для начала XX века. За раздвижным столом на резных дубовых ножках собирались гости. Среди друзей Владимира Леонидовича были известные артисты, литераторы, художники, музыканты. Фотографии на стене - это лишь малая часть тех, кто бывал в этом доме. Многие из писателей оставили в своих произведениях воспоминания о Дурове и его 'Уголке". Например, И. Оренбург в книге "Люди, годы, жизнь" вспоминает, как Дуров в 1923 году знакомил его с морскими львами, привезенными из Германии. " Помню, как Дуров привел меня к бассейну и представил:" Илья Григорьевич - поэт и друг животных". Морские львы вылезли, начали аплодировать своими ластами и обдали меня холодной водой".

У Владимира Леонидовича бывали Станиславский. Качалов, Мейерхольд. В 1918 г. в этом доме впервые появилась Н.И. Сац - с нею Дуров объехал почти всю Москву, давая спектакли для детей.

Из писателей у Владимира Леонидовича бывали Чехов; Куприн, Гиляровский, Оренбург, Есенин, Саша Черный. Здесь пели Собинов и Ф.И. Шаляпин. На рояле вы видите фотографию Шаляпина с дарственной надписью: "Знаменитому соло - клоуну, зоопсихологу и дрессировщику, другу животных В.Л. Дурову от Ф.И. Шаляпина, декабрь 1913 г."

В "Уголок Дурова" приходили художники, чтобы рисовать и лепить животных и среди них был Ватагин, которого считают первым русским анималистом. Часто и в самой гостиной устраивались рисовальные вечера, когда ставились мольберты и хозяин с гостями рисовали.
От этих дней остались картины: 2 морских пейзажа "Морской утес" и "Море ночью" и копия с картины Ю. Клевера "Зима". Делая копию Владимир Леонидович. так удачно подобрал цвета, скопировал пожухлость красок, не забыл передать засиженное мухами пятно, что художник не мог распознать подделку.

В.Л. Дуров был мастером на все руки. Люстра, украшающая комнату, выполнена из рогов лося, тоже его руками. Владимир Леонидович любил необычные, диковинные вещи. Обратите внимание, какие удивительные предметы украшают стены: рога антилопы, небольшая шкура крокодила и панцирь морской черепахи!
При жизни Владимира Леонидовича в этой комнате было много цветов, стояли клетки с животными и чучела.
Здесь вы видите чучело варана. Это артист Дурова Владимир Леонидович очень любил своих четвероногих артистов и тяжело переживал, когда животное погибало. Стремясь сохранить память о своих зверях, Дуров стал изготавливать из умерших животных чучела.

А своих гостей Дуров встречал так же, как изображен на портрете художника Кравченко. Дома Владимир Леонидович ходил в свободных бархатных блузах, ну а с крысами, которых вы видите у него на плече и за пазухой, не расставался. Он очень любил этих животных за их ум, быстроту реакции, сообразительность.
У Дурова было несколько номеров с крысами: "Крысолов из Гамельна" - старая легенда о человеке, обладавшем волшебною флейтой, пришедшем в маленький городок, жители которого умирали от голода, поскольку их последние запасы поедали полчища крыс". Играя на флейте, он вывел крыс из города и утопил их в реке.
"Крысиный пароход" - в этом номере были и крысы-матросы, которые поднимали флаги, вытаскивали якорь, распускали паруса; и крысы-грузчики - тащили тюки по сходням на палубу; и крыса-капитан - важно прогуливалась по палубе, смотрела в подзорную трубу, крутила штурвал. Во время шторма крысы садились в лодку и спасались от кораблекрушения.

Над дверью и на стене вы видите последние прижизненные портреты Владимира Леонидовича (художник Бендель). Умер Дуров в 1934 году, на 72-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могилу украшает замечательный памятник (скульптор Шадр).

И, конечно, главный зал экскурсии - кабинет. На стенах - фотографии членов семьи Дурова. В центре - портрет Владимира Леонидовича. Справа и слева портреты родителей Дурова - мать Мария Дмитриевна, отец Леонид Дмитриевич - судебный пристав Тверской заставы.

Справа вы видите портрет жены Владимира Леонидовича - Анны Игнатьевны Карнауховой -она тоже выступала в цирке, была наездницей. Однако, выйдя замуж за Дурова, оставила цирковые подмостки и стала верной помощницей Владимира Леонидовича. На свои хрупкие плечи Анна Игнатьевна взвалила всю административную, финансовую и хозяйственную работу в "Уголке".
Она на всю жизнь стала "добрым ангелом-хранителем" Владимира Леонидовича. В это комнате находятся портреты 2-х дочерей Дурова: старшая Наталия Владимировна. - была артисткой немого кино, первая женщина-конферансье. К сожалению совсем молодой она погибла. У нее остался маленький сын Юрий. Поскольку мальчик остался без родителей, дед Владимир Леонидович принял его в свою семью и воспитывал как сына. Юрий Владимирович Дуров также посвятил свою жизнь цирку. Выступая в различных цирках нашей страны как дрессировщик, получил почетное звание народного артиста СССР.

Младшая дочь Дурова - А. В. Дурова-Садовская - известная дрессировщица. Была директором 'Уголка" с 1937 по 1978 год.
Именно при ней выступление дрессированных животных получило театрализованную форму и с 1943 г. "Уголок" стал носить название "Театр зверей". Мужем А.В. был артист Малого театра Пров Михайлович Садовский.

Есть в музее несколько уникальных фотографий, на которых Владимир Леонидович снят во время сеанса гипноза. Сделаны они были Улитиным и получили 1-е место на выставке фотографических работ в Лондоне в 1924 г.
Оказывается, Дуров владел гипнотическим даром, был экстрасенсом, как бы мы сейчас сказали. Он мог снять у человека стрессовое состояние, унять головную боль. Сохранились свидетельства, из которых видно, что Дуров весьма успешно лечил людей от заикания под воздействием гипноза.
И, конечно же, этот дар помогал Дурову в его работе с животными. Не произнося слов, не производя жестов, Владимир Леонидович мог мысленной командой заставить животное принести требуемый предмет, сделать нужное дрессировщику движение, подать голос. Мог вводить животных в обездвиженное состояние.

Эти опыты привлекли к нему внимание ученых. Наука с большой буквы пришла в Уголок в лице одного из самых блестящих своих представителей - Владимира Михайловича Бехтерева (академик). Вслед за ним появились профессор физиологии А.В. Леонтович, профессор зоологии Г.А. Кожевников, профессор биофизики А.Л. Чижевский.

В 1919 г. Нарком просвещения А.В. Луначарский принял "Уголок Дурова" как представляющий научный и культурно-просветительный интерес в ведение научного отдела Наркомпросса. В созданной в этом доме лаборатории зоопсихологии велись работы по изучению влияния внешней среды (шум, свет, температура и т.д.) на животных; использованию гипноза в дрессуре; читались лекции о психологии животных.

В середине 20-х годов в лаборатории были проведены опыты, которые показали, что наша мысль есть электромагнитная волна и передача мыслей на расстояние (т.е. телепатия, гипноз, внушение) вполне материалистическое явление, имеющее под собой физическую основу.

В 1924-31 г.г. в Уголке работал А.Л. Чижевский, который проводил здесь опыты по влиянию аэроионов кислорода на организм животных. Прибор, созданный Чижевским, был внешне похож на люстру и получил название "Люстра Чижевского". С его помощью профессор успешно лечил множество болезней: астму, бронхит, стенокардию, бессонницу, грипп.
Секрет удивительного устройства в том, что обычный воздух превращается в особый, похожий на горный, морской, лесной - насыщенный отрицательными аэроионами кислорода. Вдыхаемые аэроионы отдают свои электрические заряды клеткам и тканям всего организма, нормализуя обменные процессы. С помощью "люстры Чижевского" в Уголке были вылечены слониха Нонна и обезьяна Люлю.

В настоящее время "Уголок Дурова" развивает связи с Дарвинским музеем, с институтами Академии наук. Существуют интересные замыслы на будущее. Намечено возвести океанарий, в котором будут демонстрироваться морские животные.

Дорогие зрители!

Обращаем ваше внимание, что механический аттракцион с участием живых мышей «Однажды на мышиной планете» начинается ТОЧНО в указанное время.
Вход в зал осуществляется за 5 минут до начала сеанса, опоздавшие зайти уже не могут!

Если вы пришли раньше, вы можете подождать в фойе Большой или Малой сцены, где можно воспользоваться туалетом и буфетом, но не гардеробом!
Это связано с нашими техническими особенностями, и мы надеемся на ваше понимание.

Приятного просмотра!